Администрация города Микунь
Республика Коми, Усть-Вымский район, г. Микунь

Город Микунь

Историческая справка

Взгляните на карту Республики Коми – республики синего неба, зеленой тайги, белого упругого снега, республики замечательных дел и людей. Взглянув на карту Коми, мы увидим в западной ее части небольшой кружочек с надписью «Микунь».

В любое время года, в любое время суток на станцию Микунь прибывают поезда, идущие в четыре стороны…

Судьба города тесно переплетена со строительством Северо-Печорской железнодорожной магистрали. 

На основании постановления Совета Народных Комиссаров СССР и Центрального Комитета ВКП(б) от 28 октября 1937 года № 1952-343, началось строительство железнодорожной магистрали через населенные пункты Коноша – Вельск – Котлас – Княжпогост – Чибью – Кожва - Воркута. Экспедиция под руководством П.Н.Ещенко из Харьковского отделения института «Союзтранспроект» в декабре 1936 года провела в районе будущей стройки на участке Айкино-Княжпогост изыскательские работы, отметив, что в районе Шежамских болот на водоразделе между речками Чуб и Шежамка необходимо построить железнодорожную станцию. Предварительное название она получила «Водораздельная». Это и положило основу будущей станции Микунь.

Известный краевед, исследователь истории города Микунь Александр Владимирович Крылов писал, что сама станция Микунь (название перенесено от названия деревни Микунь Айкинского сельсовета, где находилась изыскательская партия по проектированию Северо-Печорской железной дороги) выросла из станции Водораздельная, которая возникла в 1937 году и где находилась так называемая подкомандировка № 19 (лагерь заключенных). В 1938 году, когда началась регистрация вновь образованных железнодорожных станций Северо-Печорской магистрали, то на месте станции Водораздельной была зарегистрирована станция Микунь с тремя железнодорожными путями и пристанционным поселком, состоявшим из трех жилых бараков и рабочей зоны (поселок Водораздельный).

         В 1939 году было открыто сквозное рабочее движение от Айкино до Ухты, через станцию Шежам, Микунь. Станция Микунь стала работать как раздельный пункт. В этот период путевое развитие станции составляло 3 пути.

         10 мая 1940 года ЦК ВКП(б) и Совет Народных Комиссаров СССР приняли постановление об ускорении строительства Северо-Печорской железной дороги и увеличении добычи воркутинского угля.

         Перед строителями была поставлена задача в кратчайший срок продолжить строительство железнодорожной магистрали Котлас-Воркута и открыть рабочее движение поездов на всем протяжении в декабре 1941 г.

         28 декабря 1941 г. из Воркуты через станцию Микунь прошел первый эшелон с углем для блокадного Ленинграда, но не дошел до места назначения, так как там шли бои, и поезд был отправлен в Москву. Поезд вел машинист П.П.Дунаев. Тем самым была выполнена стратегическая задача – обеспечить выход из угледобывающих районов Крайнего Севера в центр  страны.

По плану дорогу должны были сдать в 1945 г., но Великая Отечественная внесла свои коррективы. Жертвуя своим здоровьем, а зачастую и жизнью, рабочие – строители, заключенные завершили строительство дороги за два с половиной года.

         В сентябре 1942 года железная дорога была передана Министерству путей сообщения, и участок Коноша – Кожва вводится в постоянную эксплуатацию.

         В числе первых машинистов были: Лыткин Г.А., Челпанов А.А., Попов А.В. – они закончили годичные курсы помощников машинистов.

         В годы Великой Отечественной войны (1941 – 1945 г.г.) станция Микунь приобрела важное стратегическое значение: через станцию Микунь проходили эшелоны с углем, нефтью, одеждой для бойцов. Машинистами в те годы работали не только мужчины, но и женщины: А.П.Орел, А.И.Кравченко, токарем 4 разряда работала Мишукова А.С.

         Поселок быстро стал развиваться в связи с тем, что, начиная с 1942 года, Микунь становится участковой станцией. Создание участковых станций было связано, прежде всего, с условиями работы паровозов. Существовало раньше такое понятие, как паровозная тяга (расстояние между станциями, на которое хватало воды и топлива для паровозов, это расстояние в 130 – 150 километров), под которые и строились специальные участковые станции, где паровозы могли заправиться водой и топливом. Такой станцией и стала станция Микунь, где имелись запасы природной воды. Сюда постепенно переходят все железнодорожные организации со станции Княжпогост.

         В 1942 году произошла передислокация в Микунь путевой части-9, в том же году открылось агентство связи на станции Микунь.

      В августе 1945 года железнодорожное училище № 1 со станции Княжпогост переведено на станцию Микунь. Его выпускники образовали в последствии костяк рабочих депо Княжпогост, Микунь и др. станций.  

         В 1945 году было сдано в эксплуатацию здание железнодорожного вокзала.

         1 сентября 1947 года со станции Княжпогост переведено на станцию Микунь локомотивное депо, осенью этого же года из Княжпогоста переведена и дистанция сигнализации и связи, а в 1948 году переведен пункт технического обслуживания вагонов.

         Оформление станции Микунь завершилось в 1948 году, когда в Микуни открывается 4-е отделение Северо-Печорской железной дороги (ликвидировано в 1959 году в связи с объединением Северной и Северо-Печорской железных дорог).

         Поселок Микунь предназначался для расселения в нем рабочих и служащих, занятых на железнодорожном транспорте. Среди первых, кто приехали сюда, были: Глушков Л.П., Фомин Г.И., Попов И.И., Буряк А.П., Гобановы, Некрасова Т.П., Сидорович В.В. Население поселка, в основном, росло за счет обслуживающих транспорт и производственно подсобные предприятия железной дороги.

         В 1949 году начал работу поселковый отдел милиции.

         В 1950 году открыта больница на 75 коек (гл.врач Кабанова О.Г.), почта по ул.Советской, построено здание поселкового Совета по ул.Пионерской.

         В 1951 году было закончено строительство Дома культуры железнодорожников на 300 мест.

         1954 год считается годом образования Управления «Косланспецлес» (КЛ-400).

         В 1955 -1956 г.г. председатель Совета Министров Коми АССР Зосима Панев добился ассигнований на строительство железной дороги Микунь – Сыктывкар протяженностью 95 км. Уже в 1956г. были проведены необходимые изыскательские работы, а в 1957 г. проект строительства был согласован и утвержден. Реализация проекта была возложена на Управление «Печорстрой» и УИТК МВД Коми АССР, которые заключили соответствующий договор, по которому УИТК обеспечивало стройку рабочей силой осужденных и специалистами, а «Печорстрой» брал на себя материально-техническое обеспечение и техническое руководство строительством. Учреждение «Косланспецлес» вело прорубку, отсыпку земельного полотна, сооружал насыпи и выемки, укладывал верхнее строение пути на участке от Микуни до реки Вымь.

         В 1957 году начато строительство железнодорожной ветки Кослан – Микунь.

Многие старожилы города помнят Василия Ивановича Золотарёва - он был депутатом Микуньского горсовета, а еще это строитель Микуни, получивший звание «Заслуженный строитель Коми АССР».  Более 10 лет Василий Иванович возглавлял завод домостроения, был прорабом на многих стройках, в том числе и на строительстве железной дороги. Много жилых домов и хозяйственных зданий и сооружений для детских, школьных и других учреждений построено под его руководством.

В 1956 году со всего Советского Союза по комсомольским путевкам приехала группа молодых людей на стройки Управления «Печорстроя», в том числе в СМП-257, базирующегося в поселке Микунь.

Станция Микунь превращалась в крупнейшую узловую станцию Республики Коми, а с ней получал перспективу развития и населенный пункт.

Для гостей и туристов

Новости и репортажи

Карта.
Поделиться публикацией:

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie